Главная | Земельные вопросы | Аренда земельных участков оопт

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий


Земли особо охраняемых природных территорий 1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Удивительно, но факт! В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Так, прокуратура обнаружила незаконный вывод земель национального парка "Куршская коса" из федеральной собственности, по предъявленному прокурором иску национальному парку были возвращены более 22 тыс.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.

просто аренда земельных участков оопт кто создал

Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное бессрочное пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий регулируется помимо данной статьи Земельного кодекса РФ также нормами природоохранного законодательства и в первую очередь Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

Согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" рассматривает особо охраняемые природные территории как форму организации охраны природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а в совокупности с такими объектами - как природно-заповедный фонд.

Земельный кодекс не оперирует понятием природно-заповедного фонда. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" определяет задачи, порядок образования, режим особой охраны территории каждого вида, правовое положение государственных природоохранных учреждений, осуществляющих деятельность по организации охраны и использования соответствующих территорий. В части, не противоречащей ЗК РФ и Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях", правовой режим земель заповедников регулируется также Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, земель национальных парков - Положением о национальных природных парках Российской Федерации, земель заказников - Общим положением о государственных природных заказниках общереспубликанского федерального значения в Российской Федерации, земель памятников природы - Положением о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

На их территории полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты земля, воды, недра, растительный и животный мир , имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Об особо охраняемых природных территориях

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории акватории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории национального парка производится в том же порядке. Утверждение их границ в компетенцию органов местного самоуправления не входит.

Рекомендации о порядке подготовки и рассмотрения ходатайств о создании национальных природных парков Российской Федерации утв. Федеральной службой лесного хозяйства России 30 ноября г.

аренда земельных участков оопт Лиз,-- повторило

Природные парки - природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ, территории акватории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Государственные природные заказники - территории акватории , имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Федеральные заказники учреждаются решением Правительства РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, региональные - органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального и регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями соответственно Правительством РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органами государственной власти субъектов РФ.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное постоянное пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ - особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Включение территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов в состав земель особо охраняемых природных территорий представляется не вполне обоснованным, поскольку идеология и причины их особой охраны иные, что с очевидностью следует из содержания специального Федерального закона от 7 мая г.

Основания установления особого правового статуса территорий традиционного природопользования связаны не столько с природными особенностями территорий, сколько с особенностями образа жизни тех, кто на них проживает. В соответствии со ст. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены указанные водные объекты, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. Соответственно, на такие водные объекты а точнее - на покрытые водами земли распространяется действие комментируемой статьи Земельного кодекса.

Развитие и размещение особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения отражаются в схемах территориального планирования Российской Федерации и схемах территориального планирования субъектов РФ п. Земли особо охраняемых природных территорий в отдельных случаях расцениваются законодателем как приоритетные по отношению к иным категориям земель и иным видам особо охраняемых земель. Так, организация особо охраняемых природных территорий является достаточным основанием для перевода подлежащих повышенной правовой защите земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в данную категорию земель п.

В случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей ходатайство о переводе земельных участков возможно без согласия правообладателей земельных участков п.

Удивительно, но факт! Если произошло отчуждение ограниченного или изъятого из оборота земельного участка ООПТ, то суды признают договор купли-продажи ничтожным [34], поскольку это имущество не подлежит приватизации [32].

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, действует специальный правовой режим ст. Например, в таких лесах, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждены Приказом Минприроды России от 16 июля г.

N с изм. Отнесение земель особо охраняемых природных территорий к различным формам собственности - федеральной, субъектовой региональной , муниципальной - произведено Федеральным законом от 14 марта г. N ФЗ соответственно их федеральному, региональному, местному значению. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Комментируемая норма устанавливает исключительно публичные формы собственности на особо охраняемые природные территории.

Примеры практики - судебные решения по статье 95 ЗК РФ:

С данным положением корреспондируют запрет приватизации и оборота, ограничение оборота особо охраняемых природных территорий, установленные в настоящем Кодексе и Федеральном законе от 14 марта г. В судебной практике обычно не применяется норма Федерального закона "Об охране окружающей среды" п. Между тем это положение имеет наиболее общий характер, применимо ко всем видам особо охраняемых природных территорий и потому в ряде случаев может сыграть свою роль в защите государственных и общественных интересов в сохранении ООПТ.

Положение о возможности включения в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, состоящих в частной собственности, не противоречит сказанному выше, поскольку подразумевает лишь сохранение в отдельных случаях при создании территорий с особым режимом ранее возникшего правового титула и не допускает возникновения права частной собственности впредь, в границах существующих охраняемых территорий.

Включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам, происходит в случаях, когда допускается образование особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у собственников, владельцев, пользователей. Такая возможность предусмотрена Федеральным законом от 14 марта г. N ФЗ применительно к созданию национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, а также следует из содержания статей Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

Пункт 3 комментируемой статьи содержит три нормы, две из которых сформулированы как запретительные, третья - как разрешительная.

Кодексы РФ

Первая норма - о запрещении на особо охраняемых природных территориях деятельности, не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренной федеральными законами и законами субъектов РФ. Это равно допущению какой-либо деятельности при условии ее направленности на сохранение и изучение охраняемых природных комплексов и объектов и наличия прямого разрешения в федеральных и региональных законах. Скорее альтернативно, поскольку в противном случае законы, на которые указывает ссылка, должны были предусмотреть все разрешаемые виды деятельности исчерпывающим образом, чего не сделано так, в Федеральном законе от 14 марта г.

N ФЗ перечень допустимых мероприятий и видов деятельности приведен только применительно к заповедникам в п. С точки зрения разграничения федеральной и региональной сфер ведения, законы субъектов РФ могут предусматривать допустимые виды деятельности только применительно к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Запрет общего характера, содержащийся в данном пункте п. Характерной чертой метода правового регулирования, используемого при установлении правового режима ряда ООПТ, является параллельное определение и запрещаемых, и разрешаемых видов деятельности. Одновременное прямое установление и запрещаемых, и допускаемых видов деятельности, с одной стороны, задает довольно жесткие рамки поведения и оправдано задачами, поставленными перед особо охраняемыми природными территориями.

Но, с точки зрения целостности правового регулирования, такой подход не исключает возникновения пробелов в связи с появлением каких-либо новых видов деятельности. В таком случае будет действовать общий запрет на деятельность, не связанную с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, установленный в комментируемой статье. Дополнительно может применяться норма Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которой запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и или уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной п.

Вторая норма комментируемого п. Данной норме созвучно положение Федерального закона от 14 марта г. Здесь надо заметить, что по своим последствиям все три юридических действия изменение целевого назначения, прекращение прав на землю для нужд, противоречащих целевому назначению, изъятие земельных участков , осуществляемые по разной процедуре и с различными вариациями субъектного состава например, при изъятии и прекращении прав меняется субъект права на земельный участок, а при изменении целевого назначения этого может и не происходить , ведут, как правило, к одинаковому объективному результату, а именно выведению земель из состава особо охраняемых природных территорий.

Тем самым формально запрещены все возможные варианты вывода. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" тоже запрещает изъятие земель природно-заповедного фонда, но с оговоркой - за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, то есть случаи изъятия земель природно-заповедного фонда должны быть прямо предусмотрены федеральным законом, но таких прямых исключений нигде не сделано. Следовательно, на земли особо охраняемых природных территорий не распространяется действие ст. По аналогичным причинам не могут быть прекращены права постоянного бессрочного пользования земельными участками в порядке ст.

В таких ситуациях речь может идти об иных видах юридической ответственности и изменениях в руководстве особо охраняемыми природными территориями. Федеральный закон предусматривает по существу единственное легитимное основание такого рода, названное в Федеральном законе "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", - это утрата данными землями их особого природоохранного, научного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения, ввиду чего их использование по целевому назначению становится невозможным.

Представляется, что только подобные естественные изменения характеристик особо охраняемых природных территорий могут служить основанием и для перевода земель внутри подкатегории ООПТ, например земель заповедника или национального парка в земли заказника. Установленный в комментируемой норме запрет изменения целевого назначения земельных участков или прекращения прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, направлен не исключительно на сферу межкатегориального перевода земель, как принято считать, но также и на ситуации изменения режима особой охраны внутри данной категории и подкатегории.

Третья норма комментируемой статьи допускает на специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий ограниченную хозяйственную и рекреационную деятельность в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Читайте также:

  • Раздел имущества в москве сколько стоит
  • Образец договор возмездного оказания услуг согласно ст 779 гк рф
  • Анализ нарушений водителей пдд
  • Последствия неуплаты госпошлины в суд
  • Есть ли в москве социальная ипотека
  • Договор купли-продажи земли для сбербанка
  • Ипотека в втб без первоначального взноса