Главная | Защита прав потребителя | Римское семейное право термины

Семейное право в Древнем Риме


Агнатические родственники делились на три группы: Группу ближайших агнатов, или агнатов с наибольшими правами, составляли лица, которые действительно находились в одном консорциуме под властью pater familias. Эта власть простиралась на жену домовладыки, его детей и их потомство, других родственников, кабальных например, живущих в семье на основе долгового рабства , домашних рабов domenica potestas , а также на все имущество землю, средства производства , продукты труда и др.

Patria potestas была пожизненной и почти неограниченной, ничем не отличающейся, особенно в древнейшие времена, от власти над рабами.

Удивительно, но факт! Предметом приданого были поначалу только материальные вещи, а позднее любое имущественное предоставление. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

Постепенно, с развитием и индивидуализацией частной собственности, возрастающим значением ius qentium, расширением личных и имущественных прав подвластных членов семьи, с преобладанием брака без мужней власти и новым порядком наследования, получает развитие когнатическая семья, которая основывалась прежде всего на кровном родстве, базирующемся на общности происхождения.

Римляне знали два вида когнатской семьи: Когнатическая семья в узком смысле представляла собой союз кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве.

Удивительно, но факт! Мнимый судебный процесс in iure cessio. Оно ввело передачу короткой рукой traditio brevi manu сокращенно.

В состав семьи, как правило, входили pater familias с женой, детьми и присоединенными лицами. Власть pater familias здесь уже не была ни пожизненной, ни отграниченной. Обязанностью же его было воспитание и содержание детей и других членов семьи. Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом семейного союза, а представляла собой общность родственников, которые происходили от общего предка и между которыми, в силу данного обстоятельства, могли условно устанавливаться определенные права и обязанности, связанные в основном с несением издержек и наследованием.

Близость родства определялась по степеням, последние — числом рождений генераций. В поримские времена это было воспринято в формулировке: Если одно лицо происходило от другого например, сын и отец , то вычиталось рождение этого другого. Если вычисляется происхождение от ближайшего общего предка, то не учитывается его рождение.

Таким образом, например, родители и дети были родственниками в первой степени, братья и сестры во второй, а дядя и племянник — в третьей. В определенных пределах родство ограничивалось законом до шестой степени, а с седьмой — принимались во внимание только sobrino nati правнуки по отношению ко внукам их братьев и сестер, т.

Удивительно, но факт! Отличается от стипуляции формой:

Юстиниан отверг эти ограничения. К первой относились нисходящие descendentes , например, сын, внук, правнук и т. В связи с этим употребляются также названия: К линии косвенной относились дядя и тетя, двоюродный брат, двоюродная сестра и т. В семейном праве известное значение имело родство по свойству affmitas , или отношение между супругом и когнатическими родственниками другого супруга. Существовало affmitas столько, сколько и супружество. Близость родства по свойству исчислялось по тем же правилам, как и близость когнатического родства.

Свойство имело малое правовое значение главным образом как препятствие ко вступлению в брак, а также при наследовании.

римское семейное право термины знаю, насколько

Уже по Законам 12 таблиц лицами sui iuris считались лица мужского и женского пола, имеющие статус свободы и статус На тех же самых началах стало возникать во времена императора Константина имущество, приобретенное сыновьями на гражданской службе peculium quasicastrense. Никаких прав на такое имущество pater famiiias не имел.

Любое приобретение ребенка семьи автоматически становилось имуществом pater famiiias. Недействительны были распоряжения именем paterfamilias, сделанные детьми семейства. В поздней республике допускались, однако, неформальные акты в рамках peculium либо с согласия отца семейства; из формальных действий -только manumissio vindicta. Недействительны были дарения pater famiiias в пользу детей семейства. Со времен позднеклассических допускались, однако, различные случаи конвалидации например, в случае смерти отца без отмены дарения.

В римском праве существовало единое понятие брака, вне зависимости прежде всего от эвентуальной власти мужа над женой manus. Брак matrimonium, nuptiae был моногамной связью мужчины и женщины, основанной на устойчивой общности жизни, с отвечающим ей прочным намерением сторон affectio maritalis. Прочность намерения означала, что оно должно существовать во все времена брака, а не только в минуту его заключения.

Заключение брака было актом чисто приватным, без участия представителей власти или священнослужителей, и даже без регистрации. Как заключение, так и расторжение брака не толковались как правовые действия. В связи с этим не было контроля требований действительности matrimonium при его заключении, а также не требовалось определенной формы самого акта заключения. Не было иска, устанавливающего существование брака, и тем более — иска об осуществлении совместной жизни.

Суд занимался вопросом о действительности брака лишь как вопросом преюдициальным при разрешении притязаний например, алиментных , для которых важно было существование брака. Развод мог наступить в любую минуту, в зависимости от волеизъявления какой-либо стороны. Причины развода не оказывали правового воздействия на его действительность.

Отличительной чертой римского брака был его гуманитарный характер. Во-первых, об этом свидетельствует свободное заключение а именно, посредством одного неформального consensus , а также свободное расторжение брака согласно правилу: В особенности практическое значение это приобрело с исчезновением conventio in manum. С другой стороны, такой характер брака вызывал определенные невыгодные общественные последствия, в их числе малую деторождаемость, что особенно опасно во времена, когда существует низкий уровень гигиены и слабое развитие медицины.

К основным требованиям, прежде всего относились половая зрелость и психическое здоровье. Из брачных отношений исключались кастраты, но не spadones импотенты природные. Ни одна из сторон не могла оставаться в ином брачном союзе. В классическом праве заключение второго брака было равнозначно расторжению первого, что исключало двоеженство. В постклассическом же праве санкцией были: Специфическим для римского права требованием была conubium, или способность заключения брака данным лицом с другим.

Речь идет здесь о status и отсутствии близкого родства. Ввиду отсутствия conubium не могли заключать браки рабы. Что же касается вольноотпущенников, то они могли вступать в брачные отношения как между собой , так и со свободнорожденными, хотя, вероятно, это право получили только со временем. Conubium имели римские граждане и Latini prisci, а остальные Latini и перегрины — только в случае индивидуального наделения их ius conubii.

Кроме того, их браки были недействительны с позиции ius civile, но действительны согласно их собственным правам. Emancipatio представляло собой совершенное волеизъявлением pater familias освобождение от отцовской власти, соединенное с приобретением положения лица sui iuris. Emancipatio совершались домовладыкой с согласия подвластного если он не малолетний infans.

Римляне гордились своей отцовской властью patria potestas. Обладала она целым рядом черт, характерных только для нее, в чем они отдавали себе отчет. Эта власть была очень сильной, представляя собой, в принципе, полное, единое властвование. Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей ограничивалась воздействием сакрального права и норм морали. Отец семейства имел право наказания. Чаще всего при наложении на детей наказаний руководствовались мнением домашнего совета, состоящего из ближайших кровных родственников и соседей.

Роль домашнего суда со временем уменьшается, но еще продолжает существовать в период принципата. При доминате pater familias имел право наказания молодежи, находящейся под его властью, но ее тяжкие провинности карались судебной властью. Pater familias обладал правом лишения жизни. Для этого требовались серьезные основания, подтвержденные в процессе перед домашним судом.

Если это требование не было соблюдено, отец отвечал за убийство. При принципате ius vitae necisque почти вышло из употребления.

4.2. Брачно-семейные отношения

Если имело место его превышение, оно каралось extra ordinem. Константин Великий окончательного упразднил право убийства детей, карая такие действия, как убийство кровного родственника. Pater familias имел также право оставления новорожденных детей, за исключением мужских потомков и дочери, родившейся как первый ребенок. Если, несмотря на оставление, ребенок выжил, он не утрачивал отцовской власти.

оказалась римское семейное право термины имел

При доминате expositio была запрещена законом, однако ее допустил Константин Великий, согласно которому тот, кто взял этого ребенка и относился к нему как к собственному, приобретал над ним отцовскую власть. Если ребенок находился у него в качестве раба, то становился его собственностью. Дети семейства не имели, как правило, имущественной правоспособности.

Стечением времени начали ее приобретать во все большей мере. Однако полностью ее не получили даже при Юстиниане. Уже в ранней республике появился peculium peculiurr profecticium , то есть имущественная масса, переданная в управление с целью получения от нее доходов. Передавался peculium рабам и сыновьям семейства, а также иным лицам.

Собственником пекулия был pater familias либо хозяин раба. Устанавливался он на основе его свободной воли и в любую минуту мог быть отменен. Правила, касающиеся peculiur детей семейства, были аналогичны, как и для рабов. Фактически самостоятельность peculium все более возрастала. В практике это относилось прежде всего к ситуации, когда совершеннолетний films familias вел отдельное от отца хозяйство.

Императоры, начиная с Августа, предоставляли легионерам, поначалу только в отдельных случаях, право завещать имущество, приобретенное ими на военной службе и связанное с военной службой дары, полученные при вступлении в войско, дары от товарищей по службе, военная добыча, денежное жалование, военные награды. Со временем было признано также право распоряжения этим имуществом inter vivos.

Только в случае смерти без завещания это имущество переходило к отцу семейства не в порядке наследования, a iure peculii, и следовательно, как при обычном пекулии. На тех же самых началах стало возникать во времена императора Константина имущество, приобретенное сыновьями на гражданской службе peculium quasicastrense. При доминате, в течение определенного времени, в западной части государства не дозволялись браки между римскими гражданами и варварами. Сенаторы и их нисходящие по мужской линии не могли заключать брачных связей с вольноотпущенницами, актрисами и их детьми.

Санкцией обоих этих запретов было толкование таких браков как несуществующих с точки зрения закона. Запрещение браков вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия сохранилось и в законодательстве Юстиниана запрещение не касалось актрис, поскольку Юстиниан сам женился на актрисе Феодоре.

БИП – Институт Правоведения

Брак не могли заключить близкие кровные родственники, а также те, чье родство основывалось на внебрачных отношениях. Здесь имеются в виду лица, связь которых наказывалась как кровосмесительная incestum. Римский брак был, следовательно, экзогамным. Conubium не имели кровные родственники по прямой линии неограниченно и определенные кровные родственники по боковой линии, в отношении которых действовали изменяющиеся предписания.

Читайте также:

  • Ипотека втб условия погашения
  • Статья за увольнение по сокращению штатов
  • Документы необходимые на оформление права собственности на квартиру
  • Мошенничество с договором пожизненного содержания
  • Регистрация права на наследство пошлина
  • Забрать заявление о грабеже
  • Цб россии процент ипотеки в