Главная | Защита прав потребителя | Защита в суде прав военнослужащих

Как обратиться за юридической помощью военнослужащим?


Предоставление отпуска военнослужащим

Аналогичная картина наблюдается сейчас и в МВД России. Увольнение с военной службы является сложной и ответственной процедурой. И, как показывает практика, нередко при увольнении военнослужащих нарушаются те или иные их права, что влечет за собой важные правовые последствия. Так, например, несоблюдение порядка увольнения с военной службы может являться основанием для отмены приказа об увольнении, восстановления уволенного военнослужащего на военной службе с выплатой ему неполученного денежного довольствия за все время незаконного увольнения.

Следует особо отметить, что сейчас правовая культура большинства граждан России значительно возросла, и поэтому все чаще военнослужащие за защитой своих нарушенных прав обращаются в суды. Но нередко бывает и так, что суды не оправдывают надежд уволенных военнослужащих и не восстанавливают их нарушенных прав в полном объеме либо вообще отказывают в удовлетворении заявленных ими требований. И, что обиднее всего, чаще всего такое случается по вине самих военнослужащих: Так, нормами высшего закона России - ст. Исходя из гарантий ст. Следует учесть, что согласно ст.

Поэтому при разрешении дел по искам и заявлениям военнослужащих на нарушение их прав суды руководствуются тем, что порядок прохождения военной службы, в частности, заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в том числе ведомственными , определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Защита прав военнослужащих

В соответствии со ст. Иным судам общей юрисдикции и мировым судьям такие дела не подсудны. Таким образом, правоотношения по увольнению военнослужащих с военной службы и исключению их из списков личного состава воинской части относятся не к трудовым, а к военно-административным, то есть специфическим отношениям, и потому регулируются не нормами трудового законодательства Российской Федерации, а федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в том числе ведомственными , определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

И понятно, что в силу общеправового принципа о компетентности суда такие правоотношения должны рассматривать и оценивать судьи, компетентные в военном законодательстве, также имеющем специфический характер, и с учетом того, что многие права и обязанности военнослужащих не имеют аналогов в трудовом и гражданском законодательстве России, то есть также являются специальными и не присущими другим гражданам Российской Федерации.

Следовательно нарушения, допущенные воинскими должностными лицами при увольнении военнослужащих с военной службы и исключении их из списков личного состава воинской части, рассматриваются только военными судами и в большинстве случаев не могут быть рассмотрены в гражданских судах общей юрисдикции или мировыми судьями. Поэтому, если военнослужащий считает, что при его увольнении с военной службы в том числе при исключении его из списков личного состава воинской части , командование нарушило какие-либо его права или свободы, он может оспорить эти нарушения только в военный суд и только в течение трех месяцев со дня его исключения из списков личного состава воинской части, в которой он проходил военную службу по контракту.

Конечно, нормами ГПК РФ установлено, что суд может рассмотреть и разрешить по существу заявление, поданное в суд и после истечения установленного законом процессуального срока то есть в рассматриваемом случае - спустя три месяца после дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Пропуск этого срока не должен являться для суда основанием для отказа в принятии заявления, но при отсутствии уважительных причин пропуска срока на обращение в суд либо если суд не посчитает их таковыми является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании без исследования фактических обстоятельств дела, в том числе при отсутствии заявления об этом государственного органа или должностного лица ответчика , действия которого оспариваются заявителем уволенным военнослужащим.

А уважительными суды, как правило, признают только те причины, по которым заявитель реально не имел физической возможности обратиться в суд. Исходя из практики судов причины пропуска на обращение в суд для признания их уважительными должны носить исключительный характер: И даже если суд формально признает причины пропуска срока заявителем уважительными, на практике это еще не гарантирует победу в судебном процессе: Поэтому в интересах уволенных с нарушениями военнослужащих не пропускать установленный ст.

В качестве примера автор настоящей статьи может привести случай из практики. Хотя формально общее право на жилище этого военнослужащего не было нарушено, так как он был оставлен в общей очереди воинской части на получение жилого помещения, в которой благополучно состоит на учете и в настоящее время, спустя два года после увольнения. Нарушение же командиром норм ст. Но из-за слабого знания своих прав и ряда других объективных причин этот военнослужащий обратился с заявлением в военный суд не в течение трех месяцев со дня исключения из списков личного состава воинской части, а гораздо позже.

Поэтому судья занял в деле указанного военнослужащего двойственную позицию: К сожалению, оценка уважительности причин пропуска на обращение в суд - это исключительное право суда. И если судья не признает причины пропуска срока уважительными, такую оценку в настоящее время практически невозможно опровергнуть и оспорить. Но если бы этот уволенный военнослужащий своевременно, в течение трех месяцев после увольнения, обратился в суд, все "козыри" были бы у него на руках и суд обязан был бы восстановить его на военной службе до тех пор, пока ему не предоставят постоянное жилье.

Учитывая же то, что Министерство обороны Российской Федерации не заинтересовано в том, чтобы "переплачивать" уже уволенным военнослужащим, он бы уже давно получил постоянное жилье, заслуженное им многолетней добросовестной службой нашему государству.

выглядел защита в суде прав военнослужащих сомнения, его

Особенностью судопроизводства в военных судах является то, что правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими как носителями публичной власти своих служебных обязанностей, по своей юридической природе являются публично-правовыми. А согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера. Таким образом, нормы подразд. II ГПК РФ применяются в военных судах, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых и иных публичных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой.

В этих случаях все требования военнослужащих в том числе и уже уволенных с военной службы , как правило, разрешаются военными судами по существу при рассмотрении заявлений, поскольку в соответствии со ст. Хотя в отдельных случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, ряд дел военные суды могут рассматривать и разрешать и в порядке искового производства.

Гарантии правовой защиты военнослужащих

Однако следует учесть и то, что нарушения порядка увольнения и другие нарушения прав военнослужащих, допущенные при их увольнении с военной службы, военные суды в настоящее время рассматривают и разрешают в абсолютном большинстве случаев также в порядке публично-правового в соответствии с нормами гл. Именно этими особенностями судопроизводства обусловлен и такой незначительный процессуальный срок три месяца после увольнения, а не три года на обращение уволенных военнослужащих в суд. Согласно же нормам действующего законодательства военнослужащие наделены правом на защиту от необоснованного увольнения с военной службы и на соблюдение их прав и льгот при увольнении с военной службы в следующих случаях: При этом, следует учесть, что в тех случаях, когда указанные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным "льготным" основаниям, дали согласие в письменной форме на увольнение их до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо согласились уволиться с военной службы без предоставления им жилья до увольнения или на решение жилищного вопроса в другой форме: Также следует учесть, что это не нарушает права военнослужащих на пенсию и на труд, так как не препятствует заключению уволенным военнослужащим нового контракта о прохождении военной службы, в том числе и в другой воинской части и даже в другом федеральном органе государственной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, где этот военнослужащий может "дослужить" до необходимого ему для пенсии стажа военной службы.

Требование выяснять согласие военнослужащего на такой порядок его увольнения в вышеуказанных случаях является мерой государственной защиты и правовой гарантией от необоснованного и незаконного увольнения военнослужащего с военной службы без учета его личного желания. Кроме того, военнослужащие наделены правом на защиту от необоснованного увольнения с военной службы и на соблюдение их прав и льгот при увольнении с военной службы и в других случаях: До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия такое согласие должно быть выражено в письменной форме, и его содержание должно быть четким и конкретным и не вызывать неоднозначного толкования не исключается.

Следует особо отметить, что несоблюдение командованием указанного условия исключение уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части и тем самым окончательное прекращение с ним военно-служебных отношений без его согласия на это и без проведения с ним полного расчета по установленным видам довольствия в большинстве случаев на практике является безусловным основанием для признания судом приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части незаконным и, при желании военнослужащего на это, основанием для отмены такого приказа и для восстановления его в списках личного состава воинской части со дня издания такого незаконного приказа.

Этим специальные права военнослужащих существенно отличаются от трудовых прав работников, для которых неполный расчет при увольнении в большинстве случаев влечет только выплату им дополнительной денежной компенсации, но не может служить правовым основанием для восстановления работника на работе. Кроме того, в п. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему как правило, на практике это реализуется ознакомлением увольняемого военнослужащего под роспись с личным делом перед увольнением, в том числе и с приобщенным к личному делу расчетом выслуги лет.

Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром начальником , и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения; б с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего".

Автор обращает особое внимание как командиров воинских частей, так и самих увольняемых военнослужащих на то, что такая беседа обязательно должна проводиться командиром воинской части со всеми увольняемыми военнослужащими независимо от того, по каким основаниям их планируют уволить с военной службы т. В ходе такой беседы, как правило, выясняются и уточняются все существенные вопросы, связанные с увольнением, в том числе и отношение самого военнослужащего к увольнению и условиям увольнения например, выясняется, согласен ли военнослужащий на увольнение его без обеспечения жильем, если у военнослужащего имеется на это право, военнослужащий дополнительно ознакомляется с расчетом выслуги лет и т.

В случае судебного спора лист беседы будет являться бесспорным доказательством для установления судом тех или иных юридических фактов, связанных с увольнением, и соответственно подтверждающим позиции сторон уволенного военнослужащего и командования в судебном споре. Нормами вышеуказанного Положения прохождение увольняемым военнослужащим медицинского обследования военно-врачебной комиссией перед увольнением не указано в качестве обязательного элемента порядка увольнения для всех возможных случаев увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Тем не менее, автор настоящей статьи, исходя из практики, рекомендует командирам воинских частей направлять всех увольняемых военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перед представлением их к увольнению, вне зависимости от основания их увольнения в том числе увольняемых по собственному желанию и по "негативным" основаниям , в военно-медицинские учреждения для прохождения комплексного медицинского обследования перед увольнением и для дачи военно-врачебной комиссией заключения о состоянии их здоровья.

Соблюдение командирами воинских частей этого условия позволит им избежать в дальнейшем неприятных "сюрпризов", когда, например, в судебном процессе может выясниться, что уволенный "по собственному желанию" военнослужащий должен был быть уволен по "льготному" основанию по болезни , что будет, безусловно, являться законным основанием для отмены приказа об увольнении такого военнослужащего с военной службы и для восстановления его на военной службе и в списках личного состава воинской части в целях направления на военно-врачебную комиссию и для последующего увольнения по новому, "льготному", основанию.

Удивительно, но факт! Подготовка дела к судебному разбирательству — это стадия гражданского процесса, проводимая единолично судьей, с участием лиц, участвующих в деле, главной задачей которой является так подготовить дело к судебному разбирательству, чтобы оно было рассмотрено по существу в первом же судебном заседании.

Для увольняемых военнослужащих это также выгодно, так как позволяет узнать о болезни, полученной во время военной службы, заранее и своевременно, во время военной службы, добиться от командира изменения основания увольнения, что позволит в дальнейшем избежать судебного разбирательства и сэкономит много сил и средств как государству, так и самому военнослужащему. В силу норм ст. Военнослужащий гражданин, уволенный с военной службы имеет право подать заявление в военный суд по месту своего жительства либо по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых им оспариваются как правило, эти места совпадают, т.

Но военнослужащий также вправе подать заявление и в территориально иной военный суд, по месту расположения одного из ответчиков например, если одно из заинтересованных лиц - Министерство обороны Российской Федерации, то военнослужащий вправе подать заявление и в гарнизонный военный суд г. В заявлении в суд обязательно должно быть указано следующее: Иванов Иван Иванович" , его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 3 наименование заинтересованного лица т. Тула-6, войсковая часть ; 4 в чем заключаются нарушение или угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя т.

Заявление должно быть подписано заявителем самим уволенным военнослужащим или его представителем, подающим заявление от имени уволенного военнослужащего, при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд т. Исходя из практики целесообразнее заявление подписывать всегда самому заявителю. Представитель например, адвокат составляет и подписывает заявление в суд, как правило, в тех случаях, когда сам заявитель не имеет для этого физической возможности например, находится в реанимации или у заявителя повреждена рука и он не может сам подписать заявление.

Но он обязан обосновать эти свои требования расчетом в письменной форме, сделанным на основе справки из ТО Росстата о росте этого индекса цен. Автор настоящей статьи обращает особое внимание на то, что конечный результат судебного разбирательства то есть удовлетворение судом заявленных требований или отказ в их удовлетворении зависит от многих факторов.

В том числе в немалой степени от того, как составлено и сформулировано содержание заявления в суд, какие именно нарушения и на каком этапе увольнения оспариваются, кто указывается третьим лицом чьи конкретно действия или решения оспариваются и как конкретно сформулированы требования заявления что конкретно военнослужащий требует.

Например, следует учитывать то важное обстоятельство и особенность военной службы, что увольнение военнослужащего с военной службы, в отличие от увольнения работника по трудовому праву , влечет издание двух правовых актов: Нормами действующего законодательства Российской Федерации "узаконено" такое правовое положение, когда военнослужащий, будучи уже фактически уволенным с военной службы, какое-то время иногда длительное:

Читайте также:

  • Лишит ли прав за выезд на встречную полосу
  • За третье лишение прав какой штраф
  • Отказ от наследства для ипотеки
  • Бегун дмитрий михайлович мчс взятка
  • Документы для приватизация квартиры ярославль
  • Как вступить в права наследства по договору ренты