Главная | Наследовательное право | Понятие дознания как формы предварительного расследования.

60. Дознание как часть предварительного расследования.


Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. В уголовно-процессуальном законе ч. На органы дознания возлагается [12]: УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на: В соответствии с ч.

Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным родовым , территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел.

При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования. Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч.

Дознание, как форма предварительного расследования

Таким образом, закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия: Дознание по делам о преступлениях, не требующих обязательного предварительного следствия, производится в полном объеме в порядке, установленном гл. Дознаватель с согласия прокурора возбуждает уголовное дело в отношении конкретного подозреваемого и производит необходимые следственные действия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. При этом для органов дознания и дознавателей в УПК РФ установлены следующие исключения из общих правил: Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела.

При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

Удивительно, но факт! И это правильно, поскольку ОРД имеет специфическую по средствам и методам получения информации , но не процессуальную основу, она регулируется специальным законом, а не уголовно-процессуальным кодексом. Следователь, в свою очередь, продолжает дальнейшее расследование по уголовному делу в форме уже предварительного следствия.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей , срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. В отношении конкретного подозреваемого, против которого возбуждено уголовное дело, дознаватель при наличии к тому достаточных оснований вправе с согласия прокурора представить в суд ходатайство об избрании к нему меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, предусмотренном в ст.

Если у обвиняемого, заключенного в ходе дознания под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то дознаватель в общем порядке принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения. Дознаватель принимает также меры по обеспечению сохранности имущества и жилища обвиняемого, заключенного под стражу, о чем уведомляет его.

При наличии достаточных доказательств для привлечения конкретного лица к уголовной ответственности постановление о привлечении его в качестве обвиняемого не выносится: Производство предварительного расследования в форме дознания оканчивается в порядке, установленном гл.

В случае если в отношении подозреваемого по постановлению судьи была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен дознавателем не позднее 10 суток со дня заключения лица под стражу. При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу большой объем следственных действий, необходимость производства судебных экспертиз и т.

Дальнейшее предварительное расследование по делу производится по правилам, изложенным в гл. Обвинительный акт составляется дознавателем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому процессуальному документу Приложение 1. Обвинительный акт - это упрощенный по форме, но важный процессуальный документ, завершающий производство предварительного расследования в форме дознания. В нем дознаватель формулирует обвинение и приводит доказательства, изобличающие лицо или лиц в совершении преступления, которые должны быть исследованы судом в условиях гласности и состязательности сторон.

Обвинительный акт составляет дознаватель, непосредственно осуществлявший предварительное расследование по находящемуся у него в производстве уголовному делу. В обвинительном акте указываются: Справка к обвинительному акту сведения о движении дела, о месте нахождения обвиняемого, о мерах обеспечения гражданского иска и возможной конфискации, заявленных процессуальных издержках, месте хранения вещественных доказательств составляется в отличие от обвинительного заключения при необходимости.

С момента составления дознавателем обвинительного акта подозреваемый признается обвиняемым и пользуется всеми правами, предусмотренными законом. Обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется их подписями и подписью дознавателя.

По ходатайству потерпевшего или его представителя им могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и все материалы дела по правилам, установленным для обвиняемого и его защитника. Ходатайства обвиняемого, его защитника, а также потерпевшего или его представителя, заявленные после ознакомления с материалами дела и обвинительным актом, подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после их заявления в порядке, установленном законом. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства дознаватель выносит об этом мотивированное постановление.

При этом обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему или его представителю не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для законного и справедливого разрешения уголовного дела. Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано в порядке, установленном в законе.

Предъявление по окончании дознания материалов уголовного дела для ознакомления гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям законом не предусмотрено. Составленный и подписанный дознавателем обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с подшитыми и пронумерованными материалами уголовного дела направляется прокурору, осуществляющему надзор за их деятельностью.

Прокурор обязан рассмотреть уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в срок не более двух суток принять по нему одно из решений, перечисленных в ст. В ней определены те полномочия прокурора, которые он осуществляет по делу, поступившему с обвинительным актом. Если прокурор, изучив уголовное дело, поступившее от органа дознания с обвинительным актом, найдет, что все обстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены и полно отражены в материалах дела, то он принимает решение об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд.

В случае, когда по результатам рассмотрения дела прокурор придет к выводу о том, что обвинительный акт составлен с нарушением требований, он в тот же срок возвращает уголовное дело со своими письменными указаниями для пересоставления обвинительного акта. Одновременно он может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток. Письменные указания прокурора органу дознания о пересоставлении обвинительного акта являются обязательными.

При наличии в деле оснований для прекращения уголовного дела или прекращения уголовного преследования прокурор принимает об этом решение и выносит мотивированное постановление без обращения дела для производства дополнительного расследования. Если прокурор при рассмотрении уголовного дела с обвинительным актом обнаружит неполноту обстоятельств, подлежащих доказыванию, либо иные нарушения закона, он принимает решение о направлении дела для производства предварительного следствия со своими письменными указаниями об их устранении, о чем выносит мотивированное постановление.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе также своим постановлением исключить отдельные пункты эпизоды обвинения либо переквалифицировать деяние обвиняемого на менее тяжкое в случаях, если он: Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему. В случаях, предусмотренных в законе, копия обвинительного акта переводится на родной язык обвиняемого или на язык, которым он владеет. Если в ходе производства дознания по уголовному делу выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель в соответствии с общими правилами может внести в организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств, а также других нарушений закона.

Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением дознавателя о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя ст.

Только в отдельных нормах упоминалось о лице, производящем дознание. В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания. Тем самым законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме дознания.

При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства. Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно-процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание.

Так, дознаватель наделен следующими основными правами: Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие обязанности: Отдельно следует заметить, что дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако реализация данного права в случае удовлетворения судом ходатайства накладывает на дознавателя и соответствующую обязанность — составить обвинительный акт не позднее 10 суток со дня заключения лица под стражу.

При невозможности составить обвинительный акт в предусмотренный законом срок изменяется форма расследования преступления с дознания на предварительное следствие либо данная мера пресечения отменяется, при этом форма расследования преступления — дознание — остается прежней ст. Из анализа норм УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя — осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. Необходимо отметить, что новое уголовно-процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия ч.

Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений. Взаимодействие следователей и органов дознания является одним из главных условий быстрого и полного раскрытия преступлений. Под взаимодействием следователей и органов дознания следует понимать основанную на правовых актах согласованную деятельность, направленную на раскрытие и расследование преступлений.

2.1 Понятие, формы и особенности дознания

В этой связи для ученых и практических работников представляют интерес изменения процессуального порядка производства дознания и правового положения его участников, внесенные федеральными законами от Кроме того, в главу 6 УПК РФ, регламентирующую правовое положение участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения добавлена ст. Кроме того, в соответствии с ч. Важное положение, регулирующее отношения начальника подразделения дознания с дознавателем, содержится в ч. Согласно данной норме указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и являются обязательными для исполнения дознавателем, однако могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору.

При этом обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

понятие дознания как формы предварительного расследования. его края

Дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания. На практике при реализации данного установления возникают сложности.

Удивительно, но факт! Однако после утверждения обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд прокурор реализует свою функцию уголовного преследования и несет ответственность за обоснованность и законность предания обвиняемого лица суду.

УПК РФ не содержит нормы, регламентирующей правовое положение начальника органа дознания, которому дознаватель может обжаловать указания начальника подразделения. Основные вопросы, касающиеся его полномочий по расследуемому в форме дознания делу, законодателем не разрешены. Представляется, что с введением новой процессуальной фигуры начальника подразделения дознания следовало аналогичным образом регламентировать полномочия начальника органа дознания, в том числе его процессуальные отношения с начальником подразделения и дознавателем.

Согласно данной статье "в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому, и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения".

Если же по одному уголовному делу установлено несколько подозреваемых, уведомление вручается каждому их них. Соответствующее указание законодатель внес также в ст. Таким образом, появилось новое основание признания лица подозреваемым при производстве дознания по уголовному делу - составленное дознавателем и врученное лицу уведомление о подозрении в совершении преступления.

понятие дознания как формы предварительного расследования. этом

Между тем закон умалчивает, должен ли следователь делать уведомление о подозрении в совершении преступления. Такая некорректность со стороны законодателя при формулировании новых уголовно-процессуальных норм на практике может породить различные коллизии [26]. Обращает на себя внимание весьма сложный процессуальный порядок уведомления лица о возникшем в отношении него подозрении. Дознаватель должен составить два документа: Кроме того, копия уведомления должна быть направлена прокурору. Таким образом, решение законодателя вполне обоснованно, поскольку речь идет об опасных и наиболее распространенных в настоящее время преступлениях.

Кроме того, в порядок производства предварительного расследования в форме дознания были внесены изменения. В частности были увеличены сроки дознания до 30 суток с возможностью продления их прокурором еще на 30 суток. Изменения коснулись также ч. Вместе с тем названный Федеральный закон не решил всех проблем дознания. Остался открытым вопрос, озвученный Президентом Российской Федерации на Всероссийском совещании руководителей правоохранительных органов, относительно того, что дела о менее сложных преступлениях необходимо и можно расследовать в ускоренном порядке.

Изложенное в полной мере позволяет сделать вывод о том, что поиск наиболее эффективного механизма расследования, который бы обеспечивал возможность быстро устанавливать все обстоятельства дела о менее сложных преступлениях и при этом не нарушал законные права и интересы всех участников уголовного процесса, является объективной необходимостью [29].

Указанные обстоятельства требуют комплексного изучения вопросов процессуальной регламентации дознания как формы расследования преступлений с учетом последних изменений действующего законодательства.

Читайте также:

  • Как определить размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
  • Порядок рассмотрения судом ходатайства о снятии судимости
  • Как лишить мужа родительских прав после развода
  • Предоставление жилых помещений по договорам социального найма для многодетных семей
  • Работник выдает бытовую травму на производственную